Я рос мирным мальчиком. Не любил драться. Испытывал страх не от того что меня побьют, а от того что поругают дома за синяки. Но драться приходилось, и потому я изворачивался, как мог, что бы ни попадало по лицу. Друзья мои были борцы, часто боролись со мной и привили начальные навыки борьбы. В 6 классе с другом пошел на бокс. Занимался недолго, но даже принял участие в соревнованиях. Медицинская комиссия не допустила дальше к занятиям. Стало сильно падать зрение и усугубилось заикание. Я выбрал для себя акробатику и прозанимался ей до 18 лет. Стал силовым акробатом. Работал в паре и в четверках. Мы много выступали. Тренером моим был Акимушкин Алексей Иванович. Подполковник в отставке. Гимнаст, пятиборец, акробат и марафонец. Вся квартира его была завешена наградными дипломами, грамотами и медалями. Последующие пять лет он стал главным лицом в моей жизни по моему становлению как личности.
Я сдал на первый взрослый разряд по акробатике в парах, и в четверках. Потом армия, военное училище и недолгая служба.
С айкидо я познакомился как и большинство Россиян по фильмам Стивена Сигала, и меня это заинтересовало. Мне импонировала сама идея: использовать силу противника против него самого. Когда через много лет я начал заниматься айкидо, то стал замечать, что я изучаю не то что использовал Стивен Сигал, хоть и очень похоже. Через год занятий я хотел это бросить. Потому что не увидел для себя практичности применения изучаемых техник. Остался я, увидев, как сдает на пояс по айкидзюдзюцу один человек, который тоже занимался айкидо. Это было круто. Его атаковали разным оружием со всех сторон без передышки, и он справлялся. После этого я решил остаться.
Со временем мне стало понятно, зачем нужны тренировки с мечом. Ведь по улице уже давно с мечом никто не ходит. Именно меч выставляет чувство дистанции, правильные перемещения, траекторию удара, укрепляет мышцы плечевого пояса и кисти, координирует одновременную работу рук и ног, реакцию, непоколебимый дух. Попробуйте шагнуть вперед или уйти немного в сторону, что бы деревянный меч прошел, слегка коснувшись вашего кимоно. Или принять секущий удар сверху, не уходя с места, таким же ударом на опережение. Я даже нашел практическое применение всему этому. Любая палка в наших руках может стать грозным оружием.
Я сомневался: зачем нужна хакама – японские шаровары? Напрасная трата денег! Когда мне предложили ее купить, я тянул время. Мне и без нее было не плохо. Но спустя пару месяцев я заметил значительные изменения в техники ребят, которые пришли вместе со мной и ее приобрели. Тогда купил и я! Хакама оказалась прекрасным инструментом для выставления правильного кошачьего шага. Если в хакаме двигаешься не правильно, то неизбежно на нее наступаешь.
Мне стало нравиться заниматься айкидо, потому что меня окружали довольные жизнью, позитивные, доброжелательные, интеллигентные люди. Я даже решился тренировать и набрал себе две группы детей разного возраста. Но мне по-прежнему не хватало прикладности изучаемых техник. Тогда я начал изучать айкидзюдзюцу и одновременно тренировать. Набрав в айкидзюдзюцу все то, чего не хватало в айкидо. Именно занимаясь айкидзюдзюцу, убивая и калеча понарошку на каждой тренировки своего партнера, я стал постигать коренную сущность айкидо. Айкидо вышло из айкидзюдзюцу. Это рост сознания в результате практики Морихея Уесибы.
В айкидо любят длинные размашистые техники, похожие на танец. Все это получается благодаря тому, что человек, на котором выполняют прием, не сопротивляется и следует тому, куда его ведут. И обычно первые полгода нужно учиться тому, что бы создавать условия для выполнения техники. Отсюда что бы айкидо работало, появился ряд захватов и ударов, которые обычно в бою не применяются, но они идеально подходят для демонстрации айкидо. Когда человек умеет делать страховки из любого положения: Это зрелищно! Это красиво! Это мощно! Уесиба, когда создал айкидо, не говорил о прикладности своих техник. Он говорил о гармонии! о любви! О пути! О мире! И в формах АЙКИ возможно он зашифровал послание для будущих поколений. Ведь он был серьезный боец! Я занимался айкидо недостаточно долго, что бы громко рассуждать об этом. Я на свое обывательском уровне пишу о том, что вижу с уровня своего сознания.
Для меня Айкидо — это боевой танец, в котором присутствуют боевой элемент. Так же как и: в кавказских танцах, в казацком плясе, в бразильском капуэйро. И в минуты реальной опасности полученные навыки дадут о себе знать. Огромное количество людей занимаются танцами, но у них не возникает идеи пойти и с кем-нибудь поспаринговаться, тем более с борцами, боксерами, каратистами, которые всю свою жизнь спарингуются в зале, работают над своей силой, ударом и бойцовской выносливостью. Они уж точно не будут создавать условия для выполнения техники айкидо. Они также умеют уклоняться, уходить с линии атаки, но самое главное очень быстро правильно и не проваливаясь бить. Морихей Уесиба запретил соревнования, потому что они противоречат духу айкидо. Побеждай без борьбы!
Мы занимаемся айкидо не для того, что бы научиться драться с каратистами, боксерами, борцами, самбистами. Это крутые ребята! Смысл их жизни это драка! Они хотят это! Они любят это! Хочешь научиться драться? Хочешь быть крутым? Иди на бокс, кикбоксинг, тхэквондо, дополни боевым самбо, вольной борьбой или дзюдо. Это прикладные стили. Ты будешь работать много над своей силой и выносливостью, но каждая полученная травма в результате спарингов даст о себе знать в будущем.
Когда я вижу очередной выпуск, где айкидока выходит против одного из них. Мне хочется закричать, «куда ты лезешь – иди, танцуй!» Участвуй в демонстрации техники. Показывай всю красоту и гармонию этого стиля. Не уклоняйся со своего пути! Это поле деятельности для тебя незнакомо. Если есть опыт, то покажешь хорошую рукопашную, или тебя побьют.
Я занимался акробатикой пять лет. И когда мне пришлось подраться с несколькими ребятами в армии, то полученные навыки в акробатики, сила и ловкость помогли мне. Возможно, это было бессознательное айкидо. Я вращался, они друг другу мешали и не попадали по мне. А когда я оказался на полу умение группироваться спасло меня от серьезных побоев и я вышел из этой драки с минимальным ущербом. Именно, когда меня удушением сзади опрокинули на пол, мне не хватило навыка айкидо, освобождение от захватов. А ведь эта одна из сильных сторон айкидо. Любая палка в руках айкидоки становится грозным оружием. О, тогда бы я не кидал в преследующих меня табуретки, а душкой от кровати отделал бы всех десятерых. Айкидо это меч и создано от меча! Каким-то чудом я продержался тогда пятнадцать минут, до прихода дежурного офицера в роту. А ведь я был только силовым акробатом.
У айкидо есть очень сильные стороны, но проявляются они не на ринге, и не в перчатках.
Тогда мне не причинили вреда, и я никому не причинил вреда. Разошлись с миром. Это, наверное, и есть основная цель айкидо!
Если хочешь мира, то надо готовиться к войне! Работать над своей личностью, над своей техникой, над своим окружением, над своим умом. Укреплять свой дух и свое тело. А главное беречь свое здоровье! Не стоит проверять себя в ненужных баталиях, что бы кому то, что то доказать. Такой момент предоставит сама жизнь. Все мы однажды деремся. И если в нас нет гордыни и предвзятости, и правда, на нашей стороне, то айкидо проявит себя. Навыки, полученные от многих лет занятий, дадут о себе знать.
Айкидо это вершина боевого искусства, а изучение его это боевой танец. Это путь длиной в целую жизнь! Который ты прошел, не причиняя вреда себе и другим. С помощью айкидо человек начинает ладить с собой, а значит и с окружающими. Устраивается его жизнь. Он не станет богаче, но мудрее уж это точно!
« Не терпит поражения тот, кто не вступает в борьбу!» — Морихей Уесиба