Спорт и боевые искусства диаметрально друг другу противоположны. Если пофилософствовать, то спорт имеет материальную природу, а боевые искусства имеют идеалистическую природу. Отсюда вытекают диаметрально противоположные цели, ценности и подходы к процессу обучения.
Спорт в наше время изначально направлен на сверх достижения, что приводит к перегрузкам организма и теперь даже многие спортсмены используют допинг. Быть лучше всех, быть сильнее, быть выносливее!!! Это приводит к изнашиванию организма и укреплению характера. Спорт это яркий и насыщенный путь до первой серьезный травмы, до определенного возраста, с полной самоотдачей.
Боевые искусства изначально имели одну цель – убивать! С одного удара, сохраняя свою энергию и силу, потому что противников могло быть много. И схватку никто не мог остановить. Нужно было становиться проворнее, быстрее и ловчее остальных. Воин находился всегда на грани между жизнью и смертью, потому было необходимо медитативными практиками укреплять свой дух. И смиряться с возможностью смерти. Воин жил здесь и сейчас и понимал ответственность за каждое мгновенье своей жизни.
Воину было необходимо беречь свое здоровье, и потому он никогда не вступал в ненужные поединки. И много тренировался в технике владения оружием.
В спорте тренеров готовят в специальных учебных заведениях . Есть проверенная годами методика преподавания, написано много книг, что значительно облегчает работу тренера. Потому есть тренера , которые куют чемпионов, при этом сами имеют скромные достижения.
В спорте отношения между тренером и учеником складываются так. Ученик передается от начального тренера к более опытному тренеру на протяжении всей своей спортивной карьеры. Задача каждого тренера вывести своего ученика на определенный рубеж. Все логично! А взаимоотношения? А продвижение тренера? Ведь со следующим тренером ученик может не поладить, не сойтись характерами и т.д.
В боевых искусствах иначе. Учитель и ученик проходят весь путь вместе. Учитель практикуется на своем ученике, и всегда идет на шаг впереди, чем его ученики. Что бы учителю подняться на следующую ступень ему надо освободить, ту на которой он стоит. Учитель передает своему ученику школу и полное знание, которое сам получает от своего учителя. Таким способом создается преемственность, сохранение и увеличение знания. Так как каждый ученик, усвоив основные принципы, вносит свою индивидуальность.
Линия преемственности нарушается, когда в боевых искусствах начинают использовать спортивные методы по передаче учеников. Это приводит к остановке профессионального роста тренеров.
В настоящее время боевые искусства это сохранение традиции и культуры. Это способ самосовершенствования и сохранения мира. Это живописный и разнообразный путь длиною в целую жизнь. И на этом пути все материальное то же приложится, как следствие правильных поступков, хороших отношений с людьми и решительности. Воин это лидер, который своим примером вдохновляет и ведет за собой других людей. Первоначальная задача воина это достижение равновесия внутри себя самого, между противоположными энергиями, которыми наделены все человеческие существа. А в последующем достижения мира и гармонии в своей семье и с окружающим миром.
Сейчас боевые искусства стремятся стать спортом и тем самым теряют свою изначальную привлекательность, что бы получить какие- то материальные блага: финансирование, государственный статус, привилегии. Но при этом теряют свою индивидуальность и целостность.
Задача боевых искусств в настоящее время приобрести такую же значимость для государства, как и спорт. Они должны уравновешивать друг друга, а не сливаться вместе