БЕРЕГИТЕ ТРЕНЕРОВ

(советы родителям и членам семьи)

«Родители — это самая большая наша подмога.

Родители — это самое большое наше несчастье».

Джорж Хейнц — американский тренер

Если тренер хочет добиться от своего ученика высоких результатов, то прежде всего семья юного айкидоки должна стать его союзником. Практика показывает, что положительное отношение родителей к занятиям сына или дочери дает хорошие результаты и, наоборот, отрицательное отношение уменьшает возможности роста результатов.

Заслуженный тренер СССР, доктор педагогических наук, профессор Сергей Михайлович Вайцеховский в своей книге «Быстрая вода», которую я очень советую Вам прочитать, посвятил целую главу родителям спортсменов, где поделился своими мыслями о взаимоотношениях с ними, будучи в те годы, когда он писал эту книгу, главным тренером сборной команды СССР по плаванию.

Всех родителей он условно подразделял на несколько категорий:

— родители, которые знать ничего не знают, никогда ни на каких соревнованиях не бывают, ничем не интересуются. Дети таких родителей очень редко становятся большими спортсменами;

— папы и мамы, которые жаждут, чтобы их ребенок занимался спортом, учился в балетной студии, ходил в хоровой кружок, отлично учился в школе и еще занимался бы английским языком. Эти родители не понимают: ребенок, которого заставляют беспрекословно выполнять все бесчисленные требования, ничего увлеченно делать не будет. А ведь унылый, безрадостный труд нигде — и в спорте тоже — не может привести к большому успеху;

— категория родителей — неуемные честолюбцы. Им все время кажется, что ребенок прогрессирует не столь стремительно, как хотелось бы. Проявление родительского честолюбия порой бывает чудовищным. На моих глазах, пишет С.М. Вайцеховский, один папа ударил свою дочь за то, что она неправильно выполнила поворот. Людей такого типа интересует только одно — награды. В их доме всегда можно увидеть витрину, увешанную медалями, значками, вымпелами. Ходить в гости в этот дом неинтересно, потому что все разговоры будут вестись только вокруг этой витрины;

— пожалуй, самая неприятная категория — родители, которые, как им кажется, все знают и потому могут без всяких сомнений критиковать тренеров, почему-то считая себя специалистами в области спорта. Даже если такие люди действительно что-то знают, а читают они, как правило, только популярную спортивную литературу, все равно очень смешно и грустно видеть, как они все время жаждут поучать тренеров. Нередки случаи, когда родители, пытаясь укрепить свой авторитет, в присутствии сына или дочери начинают критиковать тренера. А в результате, наоборот, достигают обратного эффекта, так как авторитет тренера в глазах спортсмена ничуть не ниже, а зачастую выше авторитета родителей. С тренером советуются и о том, какую книгу почитать, и на какой фильм или концерт сходить, и кем стать в жизни. Ведь недаром говорят: тренер — это и «швец, и жнец, и на дуде игрец…».

Как правило, большинство родителей хотят видеть в лице тренера человека, который может восполнить пробелы в воспитании их ребенка, допущенные семьей, школой, вузом, производственным коллективом, улицей. А посему необходимо хорошее общение тренера с родителями юных айкидок, которое дает представление об обстановке в семье, о взаимоотношениях между родителями и детьми, помогает совместными усилиями исправить, если необходимо, отрицательные моменты, должным образом скоординировать с родителями режим

дня ребенка, время подготовки домашних заданий, отдыха, питания и обеспечить контроль со стороны родителей за повседневным режимом воспитанника, выполнением дома всех заданий тренера. Необходимо проводить беседы с родителями и родительские собрания, привлекать родителей к оказанию помощи спортивному коллективу, к ведению вне секционной работы с ребятами (экскурсии, беседы, походы и др.).

С помощью родителей тренер может получить чрезвычайно ценную информацию о нервной системе ребенка, его характере, увлечениях, привычках. Японскими учеными проведены широкие опросы среди самых различных групп населения, которые показали, что наиболее оптимальное состояние нервной системы у людей, которые первые пять лет своей жизни провели в хорошей, спокойной семейной обстановке.

Нередко дети приходят на тренировку уставшими, без желания тренироваться. И только непосредственный контакт тренера с родителями позволяет выяснить причину этого. Оказывается, что уже несколько дней их ребенок приходит домой поздно, не высыпается и не бежит сломя голову на тренировку, как раньше. И в этом случае, если тренер общается с родителями только через ребенка, он не всегда получает полную и достоверную информацию о жизнедеятельности своего ученика.

Очень важно умение тренера через непосредственный контакт с родителями определить, не изменилась ли мотивация его ученика успешно тренироваться, так как о новом увлечении и интересе ребенка в первую очередь знают только его родители. Они должны всячески поддерживать желание ребенка тренироваться, побеждать, но ни в коем случае по своей собственной инициативе не добавлять к домашним заданиям тренера собственную систему физических упражнений, так как в вопросах физической подготовки тренер намного профессиональнее родителей. Задача же родителей заключается в помощи ребенку: вовремя ложиться и вставать, не засиживаться у телевизора и компьютера, напоминать о необходимости выполнять домашние задания учителей.

Хочу также обратить внимание родителей на недопустимость наказания ребенка в виде запрета ему идти на тренировку из-за неуспеваемости в школе. В этом случае лучше всего вместе с тренером согласовать режим тренировок, провести дома хронометраж эффективности или неэффективности использования ребенком своего домашнего времени и при необходимости перепланировать по минутам и часам его домашнюю жизнь. Очень важно в этом случае умение и желание родителей помочь своему чаду совершенствовать его самоорганизацию.

Считаю полезным поделиться с родителями собственным опытом совершенствования самоорганизации. В моей жизни был период, когда мне приходилось ездить на тренировки почти каждый день с одного края города на другой. Придя домой из школы, я обедал, после обеда без отдыха сразу же приступал к выполнению письменных домашних заданий и ехал на тренировку.

Все устные домашние задания я делал на следующий день рано утром перед школой. Я хорошо успевал в школе благодаря хорошей самоорганизации и самодисциплине, а иногда удавалось выкроить время и на отдых и развлечения. Художественную литературу читал во время поездок на тренировку и обратно. Думаю, что в этом большая заслуга моих родителей и тренера, которые помогли эффективно построить мою спортивную деятельность и личную жизнь.

Приведу пример еще одной действенной помощи родителей тренеру и всему спортивному коллективу, в котором тренируется их сын или дочь. Вспоминаю время, когда я, будучи юношей и тренируясь в юношеской сборной Республики Таджикистан, неоднократно замечал, что ряд родителей наших юных ватерполистов, в зависимости от своих профессий, оказывали действенную помощь: в организации и проведении летних спортивных лагерей (аренда, размещение, питание, досуг и др.); приобретении железнодорожных билетов, питании в пути, организации и проведении сборов, подготовке к выезду на соревнования. Если на сборах были совсем юные спортсмены, то их мамы помогали тренеру благоустраивать быт (стирка спортивной формы, контроль за питанием в столовой или кафе, дополнительная покупка овощей и фруктов и др.).

В настоящее время, когда наша Федерация финансируется недостаточно, важна не только умственная и физическая помощь родителей, но еще и спонсорская. Это в большей мере относится, конечно, к родителям, работающим в солидных фирмах, банках, компаниях, на производственных предприятиях, которые часть

финансовых расходов, связанных с поездками на соревнования и организацией подготовки к ним, а также с приобретением спортивной формы и спортинвентаря, могли бы взять на себя.

Ни в коей мере не осуждаю родителей, которые, может быть, не знают, какими конкретно педагогическими способностями должен обладать тренер (советую прочитать научно-популярную книгу : «Тренер: деятельность и личность»). Он должен еще обладать перцептивной способностью — умением проникать во внутренний мир ребенка, знать его психические особенности, определяя потребности, интересы, жизненную позицию, мотивацию, по незначительным признакам улавливать малейшие изменения во внутреннем состоянии ученика и др. И даже обладая таким важным умением, тренер нередко оказывается у «разбитого корыта»: его ученик уходит к другому тренеру (или бросает тренировки). Анализируя причину происшедшего и хорошо зная характер ребенка, тренер установил, что сам ученик не смог так поступить, значит, на принятие такого решения кто-то активно повлиял. Как потом оказалось, во всем этом главная «заслуга» принадлежала родителям или другим тренерам, как я их называю «соблазнителям», обещающим как ребенку, так и родителям «золотые горы», которые впоследствии, как правило, становятся «железными горами» и ребенку и родителям приходится с покаяниями возвращаться обратно к своему тренеру. Все хорошо, что хорошо кончается. А ведь, бывает, у тренера тоже есть очень важная черта — самолюбие, и это возвращение может и не состояться. В эпизоде, который я вам рассказал, проявилась отрицательная роль неуемных честолюбцев. Такого в жизни не должно быть: прежде чем уговорить своего ребенка уйти к другому тренеру, родители должны были поговорить с его тренером и найти компромиссное решение. Я знал мало случаев, когда тренеры, которые очень любили своих учеников, наоборот, советовали им перейти к другому тренеру, если чувствовали и знали, что с ним и в других тренировочных и жизненных условиях ему будет лучше.

Родители должны помнить, что они являются членами одной команды, в которой кроме них есть тренер и другие представители единого коллектива, ставящие перед собой цель: воспитание в первую очередь Человека и неразрывно связанную с ней подготовку высококлассного единоборца. Родителям, бабушкам и дедушкам, необходимо помнить, что никогда нельзя переносить свое плохое настроение на других. Вы слышали такую фразу: «Он (она) сегодня не в духе. Лучше к нему (к ней) не подходить». Поэтому хочу рассказать очень поучительную историю о прибалтийском тренере. У нее случилось горе: после долгих лет совместной жизни с мужем они развелись. Ей было очень тяжело. Но, несмотря на такое ужасное состояние, она, приходя на тренировки, вела себя так, что ученики в течение долгого времени даже не замечали ее горя. И только через год они случайно узнали, что с ней произошло. В один прекрасный день в квартире тренера раздался звонок. Открыв дверь, она увидела на площадке своих учеников с цветами, фруктами и тортом. Когда она спросила их, что же произошло, они сказали, что просто пришли в гости, посидеть, поговорить, а если можно, то и потанцевать, попеть и попить чайку. Вечер состоялся, но ей и в голову не могло прийти, что ребята своим посещением отблагодарили ее за то, что она, несмотря на личные неприятности, никогда не переносила их на взаимоотношения с ними.

Тренер — это человек, который так же, как и родители, несет моральную, профессиональную и юридическую ответственность за здоровье, воспитание и качество спортивных результатов своих воспитанников.

Нельзя не забывать, что у тренера есть своя семья, которой он должен уделять соответствующее внимание, и порой он делает для своих воспитанников намного больше, чем для своей семьи, нередко считая их своими детьми.

Нервы у любого человека не беспредельны. Нервные клетки не восстанавливаются, их надо беречь. А для этого родителям и другим членам семьи необходимо понять и осознать фразу «берегите тренеров». В качестве оценки своего отношения к тренеру и своему сыну или дочери предлагаю сделать следующее. Возьмите листок бумаги, линией разделите его на две части, в одной части напишите все то, что вы делаете положительное, а в другой отрицательное по отношению к тренеру и своему сыну или дочери. Постарайтесь в дальнейшем сделать так, чтобы все то, что у вас было записано как отрицательное, со временем с помощью ваших усилий перешло, исходя из ваших уже положительных действий, в часть листа, где все положительное. И уверяю вас, что через некоторое время в новый чистый листок будут вписаны только положительные действия и он уже не будет разделен на две части. А вам останется только радоваться и вести себя так же, как мама и бабушка бразильского

теннисиста Куэртена в Испании на соревнованиях в конце 2000 года, когда он, победив в финале Агасси, стал первым теннисистом мира. По всей видимости, такой финал возможен только при условии хорошего взаимопонимания между тренером и семьей Куэртена.

Соучредитель Северо-Осетинской «Федерации Айкибудо» Гуреев Н.А.

«Николай со стороны родителя, Данилы, который занимался у меня 5 лет, и достиг черного пояса по айкидзюдзюцу, очень точно охарактеризовал проблему: отношение тренера-ученика-родителя, как человек переживший все это». Карпин А.В.

Новости федерации