
ДО – это ПУТЬ в одном значении и ДОЛГ в другом. Путь всегда связан с долгом. Человек, который никому ничего не должен, никуда не идет, и топчется на месте, меняя направления в своей жизни. Так как не берет на себя ответственность за свои слова, поступки, поведения и договора. Это удобная позиция для спокойной жизни и реализации своих эгоистических планов.
Если человек встал на путь-ДО, то он идет сам и ведет своими примером за собой других. Он Лидер! А лидер всегда осознает свой ДОЛГ по отношению к себе, к своему учителю, к своим соратникам, своим ученикам, к окружающим его людям, природе, своей стране и миру в целом. И потому всегда оценивает полезность своих поступков с точки зрения своего долга.
Осознание своего ДОЛГА это проявление ВОЛИ и ДУХА ВОИНА. Реализация ДОЛГА это и есть ПУТЬ и СМЫСЛ жизни воина. Воин понимает, что всему свое время. Время работать и время отдыхать. Время ждать и время действовать без промедления. Время для Мира и время для Войны. Но воин всегда выбирает МИР. И только тогда, когда Мир не возможен, он красит боевым раскрасом свое лицо. Воин всегда выбирает ЖИЗНЬ, для того что бы продолжить БИТВУ, и выбирает СМЕРТЬ, когда уже нет другого выхода.
АЙКИБУДО это ПУТЬ и это ДОЛГ. В названии АЙКИБУДО заложен весь его смысл. ПУТЬ МИРНОГО ВОИНА!
СЕЙШИН ТАНРЕН – выковка ума, тела и духа!
Идеалы Бусидо, хотя и сводятся в первую очередь к апологии фанатической верности долгу, в общем противоположны идеалам тупого армейского солдафонства. Даже изощрённое владение оружием само по себе, в отрыве от духовности, не может служить подтверждением личных достоинств самурая: «Человек, который завоёвывает репутацию благодаря техническому совершенству в воинских искусствах, просто глуп. По неразумению своему он все силы сосредотачивает на одном и добивается в этом деле успехов, отказываясь думать обо всём остальном. Такой человек ни на что не годен!», — утверждает Ямамото Цунэтомо. «Молодым людям следует совершенствовать свои качества воина так, чтобы у каждого была твёрдая уверенность: «Я лучший в Японии!» В то же время юный самурай должен ежедневно здраво оценивать свои занятия и быстро ликвидировать обнаруженные пробелы и недостатки. Кто не будет именно в таком смысле понимать самурайскую доблесть, ничего не сможет добиться», — поясняет «Сокрытое в листве».